Запись интервью волонтеров-краеведов в формате документального кино
Современная стратегия краеведения. Таганский фотоальбом.
Е.А. Никуличева, С.Н.Ивашкин
ГБУК г.Москвы, ОКЦ ЦАО ЦБ №15 им.В.О.Ключевского, кандидат культурологии
Современная стратегия краеведения : запись интервью волонтеров-краеведов в формате документального кино.
Аннотация. Рост содержательного контента в соцсетях идет лавинообразно. Библиотекари принимают активное участие в создании этого контента. В первую очередь для библиотек – это краеведческий контент. Библиотекари выступают сценаристами и организаторами процесса. Идет привлечение краеведов и волонтеров: операторов, коллекционеров, местных жителей. Фильм – это особый тип текста, это форма визуального повествования. Библиотекари способны готовить сценарии, мобилизовать местное сообщество для создания визуального контента.
Ключевые слова: Библиотека Ключевского, краеведение, краеведческий фильм, метод монтажа, операторская работа, детское краеведение, район Таганка.
Modern strategy of local history: recording interviews of volunteers-local historians in the format of documentary films.
E.A. Nikulicheva
email:nikulichevaea@culture.mos.ru
S.N.Ivashkin
GBUK of Moscow of the Union Libraries System of the Central District The Klyuchevsky Library No. 15
Candidate of Cultural Studies
email:ivashkinsn@ culture.mos.ru
Absract. The growth of meaningful content in social networks is avalanching. Librarians are actively involved in the creation of this content. First of all, for libraries, this is local history content. Librarians act as scriptwriters and organizers of the process. The involvement of local historians and volunteers is underway: operators, collectors, local residents. A film is a special type of text, it is a form of visual storytelling. Librarians are able to prepare scripts, mobilize the local community to create visual content.
Keywords: Klyuchevsky Library, local history, local history film, editing method, camerawork, children’s local history, Taganka district.
Попытаемся ответить на несколько вопросов по заявленной теме.
Как была выбрана тема документального фильма «Таганский фотоальбом»?
Желание создать фильм о краеведах Таганки возникло давно. На протяжении 15 лет Библиотека имени В.О. Ключевского является центром краеведческого сообщества Таганки, которое работает на благо всех жителей Москвы: сохраняет память о купеческих родах Таганки, популяризирует историю района, рассказывает на лекциях и экскурсиях судьбы домов и их владельцев, объясняет названия улиц, переулков. Краеведами написаны книги, даны разрозненные интервью, прочитаны лекции, архитекторами-краеведами отреставрированы и спасены от разрушения дома. Но, к сожалению, имена краеведов мало и плохо известны. Эту несправедливость и исправит фильм “Таганский фотоальбом”. [1] Фильм представляет краеведов: Т.С.Шандорину (гл.библиотекарь), Н.К.Соболева (житель района), П.А.Колосова (звонарь), А.А.Шаганова (поэт-песенник, житель района), Б.Г.Могинова (заслуженный архитектор), Р.Н.Нагих (директор музея завода «Серп и молот»).
Как собирается информационный материал?
За многие годы работы сообщества материалы о районе Таганка были уже собраны. Для фильма собирать специально какую-либо информацию не пришлось. Материал был наработан и ждал своего часа.
Как идет подбор волонтеров-помощников?
Подбор шел самым удивительным образом. Как только решили снимать фильм, то сразу же появился режиссер-альтруист Роман Добрынин, разделяющий наши взгляды, который делал документальный фильм «Русская милость» по презентации в нашей библиотеке книги «Орфей спускается в ад…». Этот фильм размещен в соцсетях. Книга-альбом, о которой рассказывалось в фильме «Русская милость», посвящена творчеству художника Геннадия Доброва. Он рисовал инвалидов и больных в спецучреждениях. Это очень сложная тема художником передана сердечно и искренне с религиозным состраданием. Художник уделил внимание и персоналу: медсестрам, работающим с тяжелобольными. Так Центральная библиотека им.В.О.Ключевского приобрела друга и деятельного помощника. Им стал режиссер Роман Добрынин.
Кто главный при создании краеведческого фильма как общего дела местного сообщества?
Создалась инициативная группа, каждый член которой, делал то, что он может лучше других. В группе существовал координатор, соединяющий усилия всех участников творческого процесса. Он проводил переговоры с краеведами, согласовывал дату и время съемок.
Как решается вопрос с закадровой музыкой? Кто ее подбирает?
В нашем фильме музыку подобрал режиссер и прописал как это необходимо на платформе youtube.com авторов, исполнителей, лицензиаров. Музыка в этом видео состоит из следующих мелодий: трек «Tennessee». Исполнитель Hans Zimmer. Лицензиары: “WMG; UMPI, CMRRA, LatinAutorPerf, AMRA, UNIAO BRASILEIRA DE EDITORAS DE MUSICA – UBEM, Walt Disney Music Company (Publishing), ASCAP, LatinAutor – UMPG” и другие авторские общества. Трек: «Heart Of A Volunteer». Исполнитель Hans Zimmer. Авторы текста и музыки: Hans Zimmer. Лицензиары “WMG; LatinAutor – UMPG, Walt Disney Music Company (Publishing), UNIAO BRASILEIRA DE EDITORAS DE MUSICA – UBEM, ASCAP, LatinAutorPerf, AMRA, UMPI, CMRRA” и другие авторские общества. Трек «Licht Prakash Light». Исполнитель Reiki. Альбом Brightness Healing. Лицензиары “The Orchard Music (от лица компании “Shanti Records”); ModernWorksPub” и другие авторские общества. Трек: «Когда весна придет, не знаю». Исполнитель Николай Рыбников. Альбом «Когда весна придет, не знаю». Лицензиары: WMG (от лица компании “Moroz Records”).Трек: «H In New England».Исполнитель Max Richter. Альбом H In New England.Лицензиары : “UMG (от лица компании “Deutsche Grammophon (DG)”); ARESA, IMPEL, LatinAutorPerf, ASCAP, Audiam (Publishing), UNIAO BRASILEIRA DE EDITORAS DE MUSICA – UBEM” и другие авторские общества.
Какую роль играет видеоряд? И как он сопоставляется с представленными мини интервью?
Видеоряд фильма – это его основа. Очень важны были виды Таганки и визуализация интервью. Интересен операторский ход монтажа старой фотографии Садового кольца ХХ в., выходящего из тоннеля под Таганской площадью в сторону Курского вокзала. После показа этой фотографии накладывается, монтируется изображение современного потока движения транспорта с той же точки под тем же ракурсом. Фотография оживает. Эта метафора всего фильма. Когда современность прикасается к прошлому, то начинается диалог, прошлое как будто оживает в нашем восприятии. Кинематографический метод монтажа впервые осмыслен С. Эйзенштейном в его теоретических работах и на практике в его киношедеврах. Монтаж сопоставляет, диссонирует, контрастирует, перестраивает движение в кадре. Этот метод используется и в документальном фильме «Таганский фотоальбом». Фотоальбом не просто перелистывается, но он и оживает в глазах зрителей, которые участвуют в познании своего района. Монтажная перебивка обращается то к одному краеведу, то к другому, то к учащимся, то к видеоряду хроники утраченной и современной архитектуры.
В целом, красная нить, стягивающая все сюжетные линии: вступление, детское краеведение, мини интервью, хроника,- это закадровый голос Ольги Талановой.
Какую цель ставят авторы при создании фильма?
Цель фильма рассказать обществу о людях, которые всю свою жизнь занимаются деятельным краеведением и сберегают память места.
Расскажите какие трудности и проблемы возникали при подготовке фильма?
Никаких непреодолимых трудностей не возникло. Работа приносила огромную радость. Были живые споры из-за названия. И они плодотворно повлияли на воплощение идеи памяти гения места.
Фильм – это информирование зрителей или эмоциональное погружение в прошлое?
Это информирование для того чтобы прошлое не забывалось. Факты дают возможность вникнуть глубже в историю, увлечься, пробудить отзывчивость ума и сердца. Таганка – сообщество людей, которое продемонстрированно в фильме в ретроспективе социокультурной динамики. Жители неоднократно фиксировали быстрые изменения облика района. Так они, то теряли один уклад жизни, то приобретали другой. На Гончарной улице больше не делают посуду, там стоят помпезные представительские дома для элиты. На Котельнической улице никто не мастерит котлов, а здесь высится жилой дом-высотка с кинотеатром «Иллюзион», почтой и магазином. В кинотеатре «Вулкан» стал работать драмтеатр «На Таганке». Театр стал расстраиваться, приобретая новые современные черты. Старообрядческий храм перестроен в многоквартирный дом в 1938 г. Снесены все ветхие деревянные строение в районе нынешней улицы Марксистской в 1970-х гг. И весь этот микрорайон застроен панельными и кирпичными многоэтажками. В начале 2000 г. в здании золотоканительной фабрики Алексеевых после ремонта и реставрации размещен офисный центр «Фабрика Станиславского». В купеческие особняки, занятые госучреждениями до середины 1990-х гг., пришли и пользуются ими новые собственники и арендаторы. Новые жители Таганки привносят новое мироощущение и другой тип поведения, но атмосфера района чудесным образом со временем стабилизируется и сохраняется. В настоящее время православные храмы Таганки открыты и отреставрированы. Это и классические купольные церкви: Храм Мартина Исповедника, Храм Симеона Столпника за Яузой (оба по проекту арх. Р. Р. Казакова) и Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (1838). Все они сохранились и возвращены РПЦ в 1990-х годах. Совсем в ином стиле построено Болгарское патриаршее подворье при храме Успения в Гончарах (Гончарная улица, 29) и Афонское подворье на участке храма Никиты Мученика (Гончарная, 4-6) и др.
В 1960 г. ушла в небытие Таганская тюрьма. Она была закрыта. Здание разрушено. На этом месте стоит четыре жилые пятиэтажки. В Таганском районе работают 19 муниципальных и 4 ведомственных детских садов; 25 общеобразовательных школ; 2 медицинских училища и 7 профессиональных колледжей; 10 высших учебных заведений, в том числе государственные: Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова; Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова; Московский авиационно-технический институт имени К. Э. Циолковского и др.
Какие существуют планы по продвижению фильма «Таганский фотоальбом»?
Размещение на официальном youtube канале, в дружественных чатах, участие в конкурсах. В частности, ЦБ им.В.О.Ключевского с эти фильмом принял участие в смотре Мосгордумы «Местознание». За создание фильма в номинации : «Популяризация знания» автор Е.А.Никуличева получила диплом.
Как представлена, как позиционирована в фильме деятельность Центральной библиотеки №15 им.В.О.Ключевского?
О самой Библиотеке говорится прямо от лица заведующей Т.Ф.Лукиной и в нескольких мини интервью главного библиотекаря, старейшего краеведа Т.С.Шандориной. Косвенно рассказывается о Библиотеке в интервью поэта А.А.Шаганова, который живо и эмоционально рассказывает о записи ребенка и целых групп из класса в Библиотеку по его инициативе. Он называет Библиотеку им.В.О.Ключевского «храмом культуры». В интерьере Библиотеки оператором показаны фотоколлекции старой Таганки, исторические артефакты, личные документы, экспонирующиеся в пространстве для читателей и в экспозиции проекта «Столица».
Александр Шаганов в своей песне очень точно уловил, что необходимо время и труд ума, души в период становления для понимания истории своей малой родины: « А мы гуляем, а мы не знаем до поры до времени, где живем. Пролетарская, станция Таганская». Это песня звучит в фильме. «Как в годы юности я черпал вдохновение в библиотеке, так и теперь я возвращаюсь в библиотеку на новом витке»,- продолжает А.А.Шаганов. Сценарий фильма написали: Т.Ф.Лукина, Т.С.Шандорина, Е.А.Никуличева. Вот цитата из вступления на фоне панорамы района: «Краеведение – это не профессия. Нет такой профессии. Краеведение начинается с краелюбия. Нельзя что-то знать, не любя этого». Далее в фильме показываются первые шаги в мир знания о Таганке. Это детское краеведение. Ведущий менеджер Библиотеки Е.А.Никуличева, педагог по образования с большим опытом работы в школе и библиотеке подводит восьмилеток к знанию об истории района. Предметом показа стали детские рисунки района, представленные на конкурс: «Весна Таганка. Дома, улицы, люди». В этом диалоге слышна детская непосредственность и наивность. Речь идет о ближайших улицах, в которых еще не побывали дети. Они себе еще не уяснили смысл слов: таган, котел, гончар. Таганская, Котельническая, Гончарная – это имена улиц и набережной, где жили ремесленники, которые мастерили таганы, котлы, керамическую посуду. Дети пытаются соединить известное знание с новым. Ищут знакомые улицы, пытаются разгадать символику герба района Таганка.
Фильм поделен на части: «Рассказы старожилов. «82 года я живу в Таганке», «Швивая горка», «Завод-кормилец».
Николай Константинович Соболев подробно с юмором и в лицах рассказывает о своем переезде с отцом и матерью с Красной Пресни на Таганку 82 года назад. Он так полюбил Таганку, что сформулировал для себя и друзей девиз: «ни шагу назад!» Это значит, что он на переезд не согласен. В период реконструкции Таганки в 70-х годах Н.К.Соболев самостоятельно понял и решил, что нужно сфотографировать здания улицы Марксистской и ближайших переулков, подлежащих сносу. Он проделал эту работу, сфотографировал на камеру «Зенит» подготовленные к сносу строения. Он, конечно, делится своими историческими фотографиями для выставок в Библиотеке.
П.А.Колосов – звонарь Таганки, гидролог по образованию, поэтически рассказывает о своих ранних впечатлениях 40-х гг. ХХ в. от Швивой горки, сейчас Афонское подворье. Колосов вспоминает о своих детских удовольствиях, проказах, «путешествиях и открытиях» в районе: от катания здесь на санках, о ледоходе на Москва-реке, от Болгарской церкви, Рюминского переулка, от Ватного.
Б.Г.Могинова – заслуженный архитектор, который всю жизнь занимался реставрацией. Он сидит в своем кабинете и с увлечением рассказывает о проведенных реставрациях и роли краеведов в разыскании архивных документов. В его папках много отчетов о проведенных работах на объектах на Таганке. Он перелистывает их, некоторые подробно показывает. Здесь много удивительного. Особенно центральный храм Спасо-Андроникова монастыря, отреставрированный еще учителями Б.Г.Могинова.
Р.Н.Нагих директор музея завода «Серп и молот» подробно рассказала о жизни и закрытии завода. Корпуса завода подлежат сносу. На их месте будут построены жилые современные кварталы. Территория заводы граничит с Таганкой. Жители, конечно, живо интересуются происходящим. Еще тридцать лет назад завод был флагманом производства стали, имел свою инфраструктуру. А в тридцатых годах ХХ в. освоил производство стали для авиационной промышленности. Именно эту сталь использовала Вера Мухина для сбора фигур скульптуры «Рабочий и колхозница».
Т.С.Шандорина главный библиотекарь и краевед поведала в интервью о своей многолетней профессиональной деятельности по сбору опубликованной информации о Таганке, о создании и деятельности краеведческого сообщества, о серьезном интересе, который проявляют москвичи к истории Таганки, о новом проекте «Столица», об издательской деятельности. Телевизионные редакции «Библиогород», телеканал «Доверие» делали совместные репортажи и фильмы по истории Таганки при консультативной помощи Тамары Сергеевны Шандориной.
Отдел по связям с общественностью Централизованной библиотечной системы Центрального административного округа представил фильм следующим образом: «создатели фильма “Таганский фотоальбом” составили композицию из таганских голосов, предлагая зрителям сложную систему взаимодействия с персонажами: вслушиваясь в их слова, говорить и о себе тоже. Идея составить коллективный портрет сегодняшней Таганки из разговоров с ее обитателями, получившая отражение в фильме, связана с размышлением о неразрывности истории с сегодняшним днем, необходимости вспомнить, с чего начиналась Таганка для каждого отдельного человека, и выявить общее в коллективном опыте. Режиссер Роман Добрынин. Спикеры: Раиса Нагих – директор музея истории завода “Серп и молот”. Николай Соболев – старейший краевед Таганки. Татьяна Лукина – заведующая отделом краеведения Центральной библиотеки №15 имени В.О. Ключевского. Тамара Шандорина – председатель краеведческого сообщества “Таганка в лицах”, главный библиотекарь Центральной библиотеки № 15 имени В.О. Ключевского. Евгения Никуличева – ведущий менеджер отдела краеведения Центральной библиотеки №15 имени В.О. Ключевского. Борис Могинов – заслуженный архитектор РФ, реставратор высшей категории, главный архитектор проектов ФГУП «ЦНРПМ», профессор Института реставрации, академик Академии архитектурного наследия, член Союза архитекторов России. Александр Шаганов – поэт».
Буквально за десять дней после публикации фильм «Таганский альбом» набрал более тысячи просмотров. Фильм начал жить своей жизнью и создатели фильма стали получать обратную связь, отклики от жителей Таганки, от учащихся школ №1270, от частной школы «Робин Дом», от Социальных центров на Радонежской ул. и с Земляного вала. Пришли первые отклики на фильм, и они самые благожелательные более того комплементарные. Так краевед и дарительница документов из личного архива Тамара Константиновна Анисимова пишет: «Спасибо большое за доставленное удовольствие от просмотра вашего фильма. Очень люблю, когда про Таганку рассказывают люди, знающие этот район, живущие в нем и сохраняющие его историю и облик. Краеведы делают необыкновенно нужную и важную работу. Низкий им поклон за это. Тамара Сергеевна Шандорина – просто звезда, а ее вклад в сохранение истории Таганки совершенно невероятный. Без таких людей слава Таганки померкла бы давно. А сейчас сотни людей нашего района пользуются этими сведениями и передают их своим детям и внукам. История передается из рук в руки. Присутствие Е.А.Никуличевой с малышами озаряет этот фильм светлыми улыбками детей, которым также интересна история Таганки. Мне очень понравились панорамные съемки Таганки в начале фильма и далее по сюжету. Посмотреть на район с птичьего полета большое удовольствие. Здорово снято. Николая Константиновича Соболева можно слушать бесконечно. Он так хорошо и живо рассказывает про свой любимы район, что его все время хочется слушать и узнавать то, о чем и в книгах не всегда пишут. Очень трогательно, что в этом фильме упомянули и моих родителей. Конечно, таких участников войны очень много, но от их совместных усилий в конечном счете и состоялась победа русского народа. Снимайте еще про Таганку.» Откликнулась на фильм Елена Смакова: «Очень хороший материал! Ведя краеведческую работу, необходимо понимать, что библиотеки не просто собирают материалы и факты о районе, но и выполняют важную миссию — объединяют общество, предоставляя людям знания о литературных произведениях и историческом наследии. А изучение территории проживания подводит к вопросу: где твое место в общем контексте истории и контексте того места, где ты родился, жил или живешь? С ответа на этот вопрос начинается процесс самоидентификации человека. Не надо нам “Иванов Непомнящих”! Наследие – наше все, от поколения к поколению».
Подготовка и продвижение краеведческого документального фильма «Таганский альбом» показывает как меняется библиотечная культурно-массовая работа в цифровую эпоху. Мы попытались описать и отрефлексировать этот процесс. Понятно, что у каждой библиотеки свой контент, но подходы и методы могут быть общими. С началом использования самими библиотекарями кинематографического языка, открывается еще одна страница в деятельности публичных библиотек. Но мы продолжаем использовать и прежние языки краеведения: краеведческие чтения, экскурсии, выставки, библиографию. Краеведческий документальный фильм, сделанный Библиотекой, вступает на поле, где играют как блогеры, так и профессиональные команды телеканалов. У нашего фильма своя ниша и свои преданные зрители из числа читателей.
Авторы, работая над документальным фильмом, придерживались мысли о том, что краеведческий метод приводит к познанию исторической истины. Это вдохновляет всех краеведов.
Список литературы
- Таганский фотоальбом. https://www.youtube.com/watch?v=2kC0JFW9Y1g&t=4464s
Сведения об авторах:
Никуличева Е. А. учитель высшей категории
Тел: +7(495) 911-84-50
Ивашкин С.Н. Кандидат культурологии. ГБУК г. Москвы ОКЦ ЦАО Центральная библиотека №15 им.В.О.Ключевского. Главный библиотекарь. Email:ivashkinsn@culture.mos.ru
Тел: +7(495) 911-84-50