Художники и фотографы

Самые загадочные художники Таганки. Часть 2.

Федор Рокотов

Привет, друзья! Продолжаем говорить о самых загадочных художниках Таганки. 

В этот раз речь пойдет о Федоре Рокотове. Как и в первой части, мы исследуем жизненный путь великого художника и попытаемся найти место, связанное с пребыванием академика Рокотова на Таганке. Начнем.

https://www.youtube.com/watch?v=HY-Tc2yP6ws&time_continue=566


Год рождения художника – 1736 – определяется по исповедным книгам московской церкви. Родился в деревне Воронцово, принадлежащей князьям Репниным. Сейчас это Юго-западный район Москвы. Петр Иванович Репнин в то время был озабочен превращением своего имения в Версаль. При П. И. Репнине был выстроен новый барочный господский дом, хозяйственные и служебные здания, устроены террасные пруды, французский парк и регулярный сад. Некоторые исследователи с основанием считают Федора Рокотова чуть ли не внебрачным сыном Петра Ивановича, но, как бы то не было, он был и оставался вплоть до заката династии Репниных на особом положении при этом семействе.

Другим покровителем юного Рокотова стал влиятельный сановник при дворе Иван Иванович Шувалов. По его инициативе в Петербурге была создана Академия художеств Известно, что именно Шувалов отвез в Петербург 19-летнего Федора Рокотова, подававшего надежды как живописец, работая в иконной лавке. Случилось это в 1755 году, когда влияние Репнина при дворе росло, а внимательный Шувалов был поглощен созданием Московского университета. С такими покровителями у Федора не было проблем с тем, чтобы сделать карьеру в столице. Он ее и начал делать, поступив в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы.

Однако главной страстью у Рокотова оставалась живопись, которой он учился у первоклассных приглашенных мастеров из Европы. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Петербургский период знаменателен еще и тем, что в 1762 году за портрет императора Петра III Рокотов получил звание адъюнкта живописи: его обязанностью стало наблюдение за занятиями учеников в классах Академии. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. В 1765 году, в день инаугурации Академии художеств, портретист был удостоен звания академика живописи и в соответствии с новым уставом Академии — чина капитана.

В 1766 году художник переехал в Москву и прожил здесь более сорока лет. Решение оставить Северную столицу и вернуться в Первопрестольную, вероятно, можно объяснить тем, что служба в Академии отнимала слишком много времени у живописца. К тому же в это время Рокотов лишился своих главных покровителей и единомышленников: президента Академии художеств Шувалова, место которого занял И.И.Бецкой.

С конца 1760-х до начала 1790-х годов академик Рокотов – главный портретист Москвы. И хотя он принимает заказы от госучреждений (например, написал портреты попечителей Воспитательного дома), он больше тяготеет к частной практике.

Московский период в творчестве Рокотова — время наивысшего расцвета его таланта. На этом этапе камерный портрет с характерными признаками (погрудное или поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти) играет ведущую роль. Как правило, освещены лицо и одно плечо модели, фигура погружена в глубокий нейтральный фон, превращая трактовку лица в золотистое «сфумато» — мягкую светотень. Исключительная динамичность кисти порождает неповторимую одухотворенность образов, ощущение тайны внутреннего мира рокотовских персонажей.

Примерами подобных изменений служат портреты семейства Воронцовых, Струйских. Эталонным считается портрет — Александры Петровны Струйской, полный гармонии, женственной грации и чистоты. В композиции преобладают спокойные круглые линии, создающие мягкие ритмические повторы. Краски приглушены, создавая общий пепельно-розовый тон, оживленный желтым в цвете шали, приколотой к платью жемчужной брошью. Мягкий золотистый свет, падающий на фигуру слева, смягчает контуры, подчеркивая глубокий взгляд серьезных глаз, и заставляет ткани искриться. По теплоте и задушевности, женственности и обаянию это один из шедевров Рокотова.

В художественном наследии Рокотова нет признанного автопортрета. По некоторым признакам можно считать одну из первых картин «Портрет неизвестного в треуголке» (1757, Государственная Третьяковская галерея) изображением молодого живописца в период его военной службы.

Загадочным для исследователей остается личная жизнь Рокотова. Он не бедствовал, хот я за свои портреты просил совсем не большие по тем временам деньги. Более того, мог отказаться от заказов, либо подарить невыкупленные по каким-либо причинам портреты своим ученикам. Вот здесь хотелось остановиться поподробнее.

Мастерская Рокотова, в которой в разное время трудилось до 4 человек, плюс не менее 10 человек челяди, выдавала на-гора десятки портретов в месяц, но лишь на некоторые он ставил свой автограф. Мастерская располагалась на участке с шестью зданиями, который художник купил в 1781 году на углу Старой Басманной и Токмакова переулка.

Продал свою недвижимость Федор Степанович всего через 6 лет. Поразительным образом это совпало со временем опалы князя Николая Васильевича Репнина, екатерининского военачальника и двоюродного брата уже умершего к тому времени Петра Ивановича.

О последних годах жизни этого изумительного живописца известно, что в 1801–1804 годах он удалился в усадьбу Аниково Звенигородского уезда Московской губернии, купленную еще в 1790-х. Затем в 1806 году купил домовладение и поселился у Спасской заставы, на Воронцовской улице, недалеко от Новоспасского монастыря, в приходе церкви Сорока Севастийских мучеников.

12 декабря 1808 года знаменитый портретист скончался и был похоронен в Новоспасском монастыре (могила его не сохранилась). Наследниками его имущества остались племянники — отставной майор от артиллерии Иван Никитич Большой и штабс-капитан Иван Никитич Меньшой Рокотовы.

Воспоминания о некогда великом портретисте Федоре Рокотове исчезли довольно скоро. О нем просто забыли. Мне с трудом удалось установить место, где располагался участок 336 по улице Воронцовской, что в 3 квартале Таганской части, где находилась скромная усадьба гения, ставшая его прибежищем в последние 2 года жизни. Сейчас здесь Воронцовский переулок. Все, что напоминает о некогда знаменитом художнике, это памятный камень в Новоспасском монастыре.

Итак, подведем итог. Таганка чем-то приглянулась мастеру, а, может, название улицы – Воронцовская напоминали ему о детстве, проведенном в имении Воронцово. Нужно еще добавить, что окна его дома, согласно картам тех лет, скорее всего выходили на пустошь и дикий сад. Уверен, что просматривались и храмы Новоспасского монастыря, который, как мы знаем, и есть душа Таганки.

Ну, а у меня на сегодня все. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Встретимся на улицах Таганки.

Сергей Кондратов

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»