Без рубрики

ул. Школьная – Историческая справка

Историческая справка

АКТ государственной историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия на участках комплексного благоустройства и прокладки инженерных коммуникаций по объекту “Выполнение проектно-изыскательских работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств в Таганском районе города Москвы в 2019 году по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Школьная,
ул. Малая Андроньевская, ул. Большая Андроньевская”

11 июня 2019 г.

Беркович Владимир Адольфович

 

Исследуемую территорию с запада на восток пересекала Владимирская дорога. Начиналась она от моста через Яузу у Таганского моста, далее шла по трассам современных Николоямской улицы, улицы Сергия Радонежского, шоссе Энтузиастов. Дорога дублировала водный путь во Владимир – по Яузе и Клязьме. С 30-х гг. XVIII века по Владимирской дороге отправлялись пеше-этапным порядком в Сибирь партии осужденных на каторгу (Военно-статистическое обозрение…, 1853).
К северу от участка исследования (на левом берегу ручья Золотой Рожок) находилась известная православная обитель. В 1357 году митрополитом Алексеем здесь был основан Спасо-Андроников (Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) монастырь. Свое название он получил по имени первого настоятеля – Андроника, который был учеником Сергия Радонежского: «Святый же Алексий даде место довольно и архимандритию учредив и взем о собою Андроника, в град возвратися. Обрете же место угодно к монастырскому строению близь града Москвы на реце на Яузе» (ПСРЛ, 1913. С. 357).

Первоначально, застройка монастыря была полностью деревянной. Под защитой стен находились кельи, трапезная, различные хозяйственные постройки и Спасская церковь, на месте которой в 1420–1427 гг. был построен каменный Спасский собор. Этот храм четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый. В его росписи принимали участие монахи Андрей Рублев и Даниил Черный.
Обитель была крупным очагом культуры. Здесь переписывали книги. В монастырской библиотеке хранились основные сочинения Максима Грека. К сожалению, значительная часть книжного собрания погибла от пожаров в XVIII – начале XIX века. Второй по древности сохранившейся постройкой в монастыре является Трапезная палата. Она была построена в 1504–1506 гг. при архимандрите Митрофане.

Во второй половине XVII века были возведены каменные стены с башнями, надвратная церковь Рождества Богородицы и двухъярусные настоятельские покои.
В конце XVII века к Трапезной палате была пристроена трех-ярусная церковь Архангела Михаила. Поводом для ее строительства стало рождение наследника, сына Петра I и Евдокии Лопухиной, царевича Алексея. В конце XVIII – начале XIX века была возведена высокая многоярусная колокольня.

Многовековая история обители полна драматических событий. Дважды монастырь разоряли: в начале XVII века – польские интервенты, в 1812 году – французские войска. В подвале Трапезной палаты находились в заключении новгородский владыка Серапион и протопоп Аввакум. В советский период здесь находился один из первых лагерей ВЧК. На монастырском кладбище были погребены воины Куликовской и Полтавской битв, а также Отечественной войны 1812 года.
У стен обители во второй половине XIV века возникла Воронья (Андроньевская) слобода, в которой в конце XV века было организовано изготовление кирпича. В 1648 году в слободе числилось 16 дворов (Богоявленский, 1980. С. 117). Здесь жили работавшие на монастырь миряне и мелкие ремесленники (Готье, 1912. С. 30). Андроникову монастырю на левом берегу Яузы принадлежали обширные выгонные и огородные земли.
Еще один монастырь и подворье располагались к юго-западу от участка исследования на берегу реки Москвы.
Новоспасский монастырь построен на нынешнем месте в конце ХV века, но это место было уже третьим в его истории. Он был основан князем Даниилом Александровичем на месте нынешнего Данилова монастыря, а около 1330 года Иван Калита перенес его в Кремль, на Боровицкий холм и построил там каменный собор Спаса: «В лето 6838 мая в 10 день князь великий заложи церковь камену во имя св. Спаса Преображения близ сущу своего двора, и нарече быти тут монастырю» (ПСРЛ, 1863. С. 40).
В 1382 году при нашествии Тохтамыша монастырь был разорен, но затем восстановлен на прежнем месте Дмитрием Донским. В 1488 году обитель пострадала от пожара: «загореся двор князя великого Ивана Ивановича, ту много казны сгорело, да Спаськы монастырь згорел, от тех мест и разорен оттуду» (Романюк, 1998. С. 541).
При строительстве нового великокняжеского дворца монастырь оказался окруженным со всех сторон новыми зданиями, и его решено было перенести из Кремля. Новое место для него было найдено в пяти верстах от Кремля, на Васильцове (Васильев стан). В 1491 году в монастыре началось строительство каменного собора Спаса Преображения, завершенное в 1497 году. Нынешнее здание Преображенского храма построено в 1645 году. В соборном подклете похоронены представители многих боярских родов, в том числе и предки царской династии Романовых.
Монастырь был одним из самых привилегированных и пользовался особой благосклонностью великих князей. Иван Грозный освободил в 1544 году поместья монастыря от податей на два года. В 1555 году монастырю были пожалованы обширные земли в Дмитровском уезде (Дмитриев, 1993. С. 84). Вокруг обители была большая принадлежащая ей территория с сенокосными лугами и большими прудами для разведения рыбы.
В Смутное время монастырь был опустошен, но благодаря особому покровительству Романовых вскоре восстановлен и расширен. В 1640-е гг. монастырь был обнесен каменной оградой, для строительства которой в Москву были вызваны мастера из Белозерского монастыря: «У Спаса на Новом месте каменщики и кирпичники ограду делать» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 375. Л. 2). При строительстве стены недалеко от монастыря возникла слобода каменщиков и кирпичных мастеров, существовавшая и в середине ХVIII века (Переписные книги…, 1893. Стб. 456).
В ХVII – начале ХVIII века Новоспасский монастырь процветал, но уже после смерти Петра I начался период упадка. Окружающие его обширные земли стали сдаваться частным лицам. Неоднократно обитель опустошалась захватчиками (Смута; 1812 год) и страдала от пожаров (1737, 1747, 1812 гг.). В 1764 году монастырь был лишен всех имений и крестьян (Паламарчук, 1992. С. 293). После пожара 1773 года прилегающая к нему местность подверглась регулированию.

К югу от участка исследования находится Покровский монастырь. Он ведет свою историю с одноименной церкви, построенной в 1635 году в честь заключения Деулинского перемирия с Польшей, возвращения из польского плена отца царя Михаила Федоровича – Филарета Никитича и избавления Москвы от нашествия польского королевича Владислава. Храм был возведен на месте «убогого дома».
В 1655 году на деньги царя Алексея Михайловича здесь был основан Покровский что на Убогих домах монастырь. Обитель была бедная. В 1665 году настоятель Покровского монастыря обратился к государю с «коленопреклоненной» просьбой помочь обители. В результате ей было передано «в вечное пользование» 6,5 гектара покосной земли, лежавшей между Симоновым монастырем и Крутицким подворьем (Зверинский, 1892. С. 280).
В 1667 году монастырь был приписан к Николо-Греческому что на Никольской улице в Китай-городе монастырю. С 1682 по 1731 годы он был приписан к Заиконоспасскому монастырю (Московские церковные ведомости, 1895. № 14, 15).
Наиболее стабильным источником доходов монастыря было кладбище. Изыскивая средства, обитель к 1722 году поставила четыре часовни: у своих ворот, у «Таганки», за Новомещанской слободой и у Москворецких ворот в Китай-городе, а также добилась устройства подворья у кремлевской стены (Снегирев, Мартынов, 1833. С. 468).
В 1731 году монастырю вернули самостоятельность, но в 1764 году его вывели за штат, установив «милостную дачу» из государственной казны в размере 85 рублей серебром, и приписали к Крутицкому подворью. Во время эпидемии чумы в 1770–1771 гг. в монастыре открыли лечебницу для больных.
В 1790 году во владениях монастыря под постройками, пашней и угодьями числилось 25 гектаров земли, а на его территории, обнесенной каменной оградой с четырьмя башнями по углам, стояло три храма и кельи – настоятельские, братские и семинарские. Рядом, по обеим сторонам Камер-Коллежского вала у Коломенской заставы расположилась монастырская слободка. В 1751 году в обитель из Крутицкого подворья была переведена духовная семинария, которая просуществовала до 1788 года (по другим данным – до 1776 года), т.е. до упразднения Крутицкой епархии (Ратшин, 1852).
В 1812 году перед вторжением наполеоновских войск иеромонах Иона вывез сокровища монастырской ризницы в Вологду. 3 сентября 1812 года монастырь был разграблен. В нем поселился французский генерал с офицерами и солдатами. Когда 23 сентября монахи вернулись из Вологды, то они застали монастырь полностью разоренным. Особенно пострадали храмы. Сумма восстановительных работ составила 13 тысяч 700 рублей.
Между Таганскими воротами Земляного города и Владимирской дорогой в приходах храмов святителя Алексия митрополита Московского и Мартина Исповедника находилась Алексеевская слобода. Первые сведения о ней относятся к началу XVII века (История московских районов…, 2008. С. 106). Судя по дате основания церкви Мартина Исповедника (1492 год), здесь существовало одно из ранних московских поселений (Богоявленский, 1930. С. 124).

В слободе были две основные улицы – Большая и Малая Алексеевская (современные улицы Станиславского и Александра Солженицына). В 1632 году здесь насчитывалось 65 дворов торгово-ремесленного населения, в 1651 году – уже 166 дворов (История московских районов…, 2008. С. 107).
В 1791–1801 гг. вместо старого здания церкви Мартина было построено новое, сохранившееся до нашего времени (проект архитектора Р.Р. Казакова) (Паламарчук, 1995. С. 106–107).
Вторая слободская церковь Алексея митрополита известна по источникам с 1625 года (Паламарчук, 1995. С. 280). В 1696 году был освящен Никольский придел. Нынешнее здание было построено в 1748-1751 гг., вероятно, по проекту архитектора Д. Ухтомского (Памятники архитектуры…, 2000. С. 56). На территории этого храма находится непосредственный участок исследования.
Большую роль в истории развития исследуемой территории сыграла организация государственной системы дорожного сообщения, начало которой относится к концу XV века (Памятники дипломатических сношений…, 1896. С. 24). Основу этой системы составляли так называемые ямы, располагавшиеся на расстоянии 30–40 верст друг от друга. Перевозки осуществляли по очереди местные крестьяне. Они же поставляли необходимое количество кормов и подвод.
В первой четверти XVI века снабжение ямов всем необходимым стало осуществляться на постоянной основе выборными охотниками, которые поселялись на ямских дворах и назывались ямщиками. Возникшие таким образом вдоль основных дорог поселения стали основой для формирования ямских слобод: Дорогомиловской, Переяславской, Рогожской, Коломенской и Тверской-Ямской (Разумихин, 1912. С. 20).
У Владимирской дороги была основана Рогожская слобода. Вероятно, сюда были переведены ямщики из села Рогож, чем объясняется название слободы. Основная ее часть располагалась к югу от трассы.
Впервые Рогожская слобода упомянута в 1506 году (Романюк, 2011. С. 378). В XVI веке здесь насчитывалось 80 дворов. Деревянная церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы, придел – в честь Сергия Радонежского.
Две основные улицы Рогожской слободы – Воронья (совр. улица Сергия Радонежского) и 1-я Рогожская (совр. Школьная улица) сохранились до нашего времени. Но если Воронья практически полностью изменила свой внешний вид (в 1980-е годы была снесена вся историческая застройка четной стороны, а сама улица существенно расширена), то 1-я Рогожская сохранила свой дореволюционный облик, в первую очередь, планировку самих кварталов Рогожской слободы. Это тесно поставленные вдоль улиц дома с узкими участками, уходящими вглубь дворов.
Осенью 1606 года в окрестностях слободы прошло сражение между войсками Василия Шуйского и отрядами Ивана Болотникова (Скрынников, 2002. С. 230).
После Смутного времени во вновь отстроенной слободе количество ямских дворов составляло 60 единиц. В 1628 году слобода насчитывала 67 дворов, в 1653 году – 142 двора (Богоявленский…, 1930. С. 121). Кроме перевозок, местные жители зарабатывали промыслами, обслуживающими нужды ездивших по дорогам. Например, продавали телеги, тарантасы, принадлежности для лошадей и пр.
К концу XVII века в приходе Троицкой церкви слободы значилось 90 ямских дворов и двор ямского приказчика. В документах 1721–1722 гг. церковь отмечена как каменная, а с 1748 года – именуется Сергиевской, в честь придельного храма, размещенного в трапезной (Перфильева, Разина, 1994. С. 109). Церковь многократно перестраивалась: «в 1796 г. была разобрана обветшавшая однопрестольная трапезная, и к 1800 г. на ее месте возвели новую, уже с двумя симметрично расположенными приделами… После пожара 1812 г. полностью перестроен и объем холодного храма, завершенный к 1818 г. и получивший характерные для эпохи ампира формы. Первоначально строгий, с лаконичным декором четверик храма был перекрыт деревянным куполом, сгоревшим в 1834 г. В 1835 г. композиция здания была завершена представительным пятиглавием, возведенным по проекту Ф.М. Шестакова. В середине XIX в. пристроили два боковых притвора, закрывшие порталы кубического четверика, декорированные полуколонными портиками. И, наконец, последней в 1864 г. была сооружена новая колокольня, примкнувшая к западному фасаду трапезной» (Перфильева, Разина, 1994. С. 109).
После ликвидации слободской системы ямские слободы сохранили свои права и привилегии. Не смотря на то, что по указу 1714 года в Рогожской слободе было разрешено селиться купцам и ремесленникам, большинство дворов здесь принадлежало ямщикам (Романюк, 1998. С. 522).
Планы Москвы XVIII – начала XIX века, зафиксировали затянувшийся процесс градостроительного развития района исследования. Сеть слободских улиц и конфигурация кварталов, сложившихся к началу XVIII века, почти не менялась в течение всего столетия.
Периоды строительной активности на рассматриваемой территории чередовались с запустением и восстановительными работами после крупных пожаров и нескольких эпидемий.
Опустошительной для всего Заяузья была серия пожаров, случившихся с 10 по 23 мая 1748 года. Николоямская и Алексеевская слободы, а также Спасо-Андроников монастырь горели настолько сильно, что «не только обывателям можно было унести свое иждивенье, но желали токмо спасаться животом». В «местности близ Рогожской слободы» после пожаров было проведено «уровнение и расширение» улиц до 8 саженей, переулков до 4-х.
Во второй половине XVIII века изучаемая территория была включена в состав города Москвы. В 1732 году купцы – компанейщики на свои средства укрепили границу присоединенных к Москве земель надолбами.
Наблюдение за валом легло на купцов, взявших на откуп продажу вина, так как они были заинтересованы в таможенных сборах у застав города. Первоначально на Камер-Коллежском валу было 16 застав, позже – 18. Они были названы по соседним местностям или дорогам, на которых располагались.
Во второй половине XVIII века на заставах, снабженных шлагбаумами, отставные солдаты проверяли подорожные – документы на право проезда.

Район исследования относился к тем частям города, которые наиболее сильно пострадали от пожара 1812 года. По «Статистическим сведениям по Москве» в Таганской части сгорело 98 % зданий, в Рогожской 87 %. В районе не осталось ни одного дерева.
С конца XVIII века Камер-Коллежский вал стал фактической, а с 1806 – официальной полицейской границей Москвы. В 1864 году по валу прошла граница между городом, которым управляла Городская дума и Московским уездом, которым управляло земство. В 1852 году заставы были ликвидированы (название сохранилось в наименовании ряда площадей). Во второй половине XIX века вал был постепенно срыт. На его месте возникли улицы, в том числе современные Абельмановская и Рогожский Вал.
В 1830–1840-е гг. в районе Большой Алексеевской и Николо-Ямской улиц получила развитие промышленная и мелкокустарная направленность отдельных владений, зачастую существовавшая параллельно с усадебным бытом домовладельцев. Эти ремесленные, промышленные и торговые заведения, лишь частично меняя специализацию, сохранялись до конца XIX века.
В целом район оставался купеческим. Здесь жили представители богатых купеческих фамилий. В середине XIX века купцы Алексеевы приобрели пустой участок по Малой Алексеевской улице и построили несколько фабричных корпусов. В 1872 году здесь было занято уже 400 рабочих.
Застройка небольших купеческих усадеб с характерными вкраплениями ремесленной и доходной функций оставалась большей частью деревянной или смешанной.
К югу от участка исследования (на пересечении современных улиц Нижегородской и Рогожского Вала) в 1861 году был открыт второй по счету в Москве железнодорожный вокзал – Нижегородский. Вследствие удаленности от центра города, положение вокзала не было стабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным. Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М.Ю. Арнольдом, было довольно скромным. Газета «Московские ведомости» от 29 июня 1861 года писала: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге». После выкупа Нижегородской железной дороги в казну была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить с новым Курским вокзалом, который тогда был назван Курско-Нижегородским. С 14 июня 1896 года отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х гг. с началом массового жилого строительства в этом районе.
После опустошительного пожара 1812 г. район стал быстро и интенсивно отстраиваться. Именно тогда в основном сложился торговый ансамбль против Андроникова монастыря, и некрупная, плотная застройка главных улиц Ямской слободы. Ее южные кварталы с мелкими деревянными дворами, очевидно, заселяли уже не ямщики; с другой стороны, многие ямщики по званию предпочитали заниматься торговлей или доходным строительством. Особую роль в жизни района, видимо, играло большое количество старообрядцев среди населения, в том числе и таких крупных, как Морозовы. В этом районе, как и в купеческом Замоскворечье, на рубеже XVIII-XIX веков образовался свой излюбленный архитектурный мотив (очень характерная черта застройки малых городов).

Развернувшееся с 1860-х годов большое промышленное строительство в Москве особенно облюбовало территорию около и за заставами, во-первых, потому, что земля здесь стоила дешевле, чем в городе, во-вторых, земство менее, чем город, облагало земли и предприятия налогами, наконец, в-третьих, оно меньше обременяло заводчиков обязательными постановлениями по части санитарии и охраны безопасности предприятий. Например, за заставами во второй половине XIX века были основаны: механический завод Гужона (“Серп и молот”), завод Густава Листа в Бутырках (“Борец”), несколько заводов за Покровской, Рогожской и другими заставами.

Новые, еще более значительные перемены принесла прокладка в начале 1860-х гг. соединительной ветки Николаевской и Нижегородских железных дорог. Непосредственно за Рогожской заставой и к югу от нее образовался район подъездных путей, железнодорожных мастерских и т. п. Потребность в ямском извозе исчезла; окраинные кварталы заполнялись мелким наемным жильем и обслуживающей приезжих торговлей, все больше сливаясь с разраставшимися поселениями за линией Камер-Коллежского вала. До 1917г. общий характер застройки района почти не изменился. Здесь, вдали от центра города и от крупных учреждений, потребность в комфортабельных многоэтажных жилых домах была незначительна, дешевое наемное жилье размещалось в существующих зданиях. Доходные дома с лавками постепенно надстраивались до общей двух-трехэтажной высоты, деревянные заменяли каменными и иногда декорировали в модных приемах модерна. В 1920-х – начале 1930-х гг. строительство в районе развивалось по тем же принципам, что и в других окраинных частях Москвы. Свободные участки и большие сады заняли многоквартирные жилые дома. Облик района изменила также реконструкция мостов и набережных Яузы в конце 1930-х и в 1960-х гг. Начиная с 1960-х гг. на всей территории района сооружаются типовые жилые дома повышенной этажности. Однако как по улице, так и в переулках сохранились еще целостные участки застройки, включающей здания XVIII в. и начала XIX в. Крупные, свободно расставленные современные здания заняли почти всю территорию кварталов Рогожской слободы, лишь фасадная линия Школьной улицы реконструируется с сохранением ее исторических черт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»